суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 15.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

      Теория 
Союз И может соединять, во-первых, однородные члены предложения, во-вторых, простые предложения в составе сложного.

1. Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И, соединяющим ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Запятая СТАВИТСЯ, если союз И

1. при однородных членах повторяется: [и О, и О, и О]

А березка мила и при солнце, и в серый день, и при дожде.

2. связывает больше двух однородных членов: [О, и О, и О]

В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.


Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если

1. однородные члены соединены попарно (отделяются друг от друга пары): [О и О, О и О]

На Крите жили привольно и весело, нараспашку и не таясь.


2. Теперь рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И, соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО

Запятая СТАВИТСЯ, если

1. соединяются простые предложения в составе сложносочинённого: [   ], и [   ].  

Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.

2. после придаточной части следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:

Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, топриказывал поднимать верх.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться,то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если

1. обе части в составе ССП имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение:

На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.

У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса.

2. объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены:

Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

3. общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказатьсяпридаточное предложение:

Пока Дед Мороз спасал Снегурочку, Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой.

4. части ССП имеют общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения:

По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать.

К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто.

5. две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть (на включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью):

Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки.

6. частями ССП являются два неопределенно-личных предложения (если мыслится один и тот же производитель двух действий):

Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни.

7. объединены два вопросительных предложения, побудительных, восклицательных или назывных:

Кто Вы и откуда приехали?

Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!

8. соединяются два однородных придаточных предложения в составе СПП:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь и когда выглянуло солнце.

Внимание! В случаях постановки запятой перед союзом И, соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО логика постановки знака такая же, как при однородных членах.

Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз И одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз И повторяется)
                                                        http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/05/blog-post.html
 
   
Практикум
Вариант 1

Расставьте  знаки  препинания.  Укажите    номера  предложений,  в  которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1.       
1) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
2)      Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
3)      Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони  и в
следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный сон.
4)      Осенью и природа засыпает и люди готовятся к зиме.
5)      Без нитки да иголки шубы не пошить.

2.
 1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2)Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4)Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
 5) Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

3.  
1)Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2)В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3)На улице весь декабрь то снег то дождь…
4)Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

4. 
1) Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.
2) Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.
3) Рябина прекрасна и по весне и осенью.
 4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует  растерянности.
 5) Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко  расхохотались.

5.
1) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2) Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4) Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

   5) Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

6.    
 1) Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким  голосом.
2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.
3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.
4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
5) Соревнования из-за дождя не состоялись  и решено было перенести
     их на ближайшее воскресенье.

7.        
 1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
 3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
 4) Соревнования из-за дождя не состоялись  и решено было перенести их на ближайшее воскресенье.
 5) В лесу одному шумно и жутко и весело.

Вариант 2

Расставьте  знаки  препинания.  Укажите    номера  предложений,  в  которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
1)      Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2)      Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3)      Ночью ветер злится да стучит в окно.
4)      Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5)      У церкви сиротливо мерцал одинокий фонарь да ещё здание школы светилось огнями.
2.
1)      Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
2)      Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
3)      Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.
4)      Газеты ничего не подсказывали да и мало их было.
5)      Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе.
3
1)      Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
2)      О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.
3)      Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.
4)      На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
5)      В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
4.
1)      Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
2)      Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу.
3)      Высота горных хребтов определяет как характер растительности так и своеобразие животного мира.
4)      У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи.
5)      Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо  и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
5.
1)      Венчики трав качались от ветра и осыпали наши плечи желтой цветочной пылью.
2)      Выпускник историко-филологического факультета Петербургского
университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по
языкознанию золотой медалью  и ему предложили остаться в
университете.
3)      Прошёл короткий ливень  и на улицах запахло горькой сладостью
берёзовых почек.
4)      И стар и млад понимали тогда значение происходящего.
5)      Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
6.
1)      И в науке и в литературе и в музыке в целом всегда открыта универсальная тайна наших способностей.
2)      Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое  и каждую минуту
нас могут прогнать.
3)      Вот крик и снова все вокруг затихло.
4)      С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по
тропинкам в октябре нельзя ступить.
5)      Каждая нация имеет свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
7.
1)      При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
2)      Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
3)      Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
4)      Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
5)      Дачники лениво или гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

Ответы

1
2
3
4
5
6
7
1 вариант
24
45
35
35
12
25
14
2 вариант
25
45
15
35
23
34
25 

 Тесты. 10 вариантов.



Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий