суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 16.Осложненные предложения. Обособления.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

 Теория в схемах
Обособить какой-либо член предложения – значит  выделить его особой интонацией в устной речи, запятыми или  тире на письме. 
Определение  - это второстепенный член предложениях, который отвечает на вопрос какой? чей?
На эти вопросы отвечают ДВЕ части речи:

ü  причастие
ü  прилагательное
Определение в зависимости от позиции и слова, от которого оно зависит, может выделяться запятыми.
 Причастие и прилагательное может быть с зависимыми словами (то есть от причастия и прилагательного можно задать вопросы к другим словам)! Поэтому если ты выделяешь определение запятыми, то обособляй весь оборот (причастие или прилагательное + зависимые от них слова).


Возможные трудности
Добрые советы
Если перед деепричастным оборотом стоит союз и, где следует ставить запятую: перед ним или после него?
Он повернулся в дверях(1) и (2) не попрощавшись с хозяином(3) вышел.
Скорее всего, союз и служит здесь для связи однородных сказуемых. Он никак не связан с деепричастным оборотом, поэтому в оборот его нельзя включать. Запятая ставится непосредственно перед оборотом после союза и.
Он повернулся в дверях  и, не попрощавшись с хозяином, вышел. (2,3)
Всегда ли деепричастие и деепричастный оборот обособляются?

Нет, обособление отменяется в следующих случаях:
1) деепричастный оборот перешел во фразеологизм наречного значения (спустя рукава, сломя голову и др.):
не бросайся в драку очертя голову;
будем работать _ засучив рукава.
2) одиночное деепричастие потеряло глагольное значение и приобрело наречное значение ( напр. нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.):
 тогда я _ шутя_ поднимал восьмипудовые мешки (т.е. легко).
топором он махал _ играя, без всякого напряжения.
3) одиночное деепричастие (а иногда и деепричастный оборот), стоя после сказуемого, тесно сливаются с ним по смыслу (вплоть до того, что становятся частью сказуемого). Именно на него падает логическое ударение в этом предложении:
Юрик продолжал жонглировать _сидя (говорящему важно не то, что Юрик жонглировал, а то, что он жонглировал и при этом сидел).
Как следует расставлять запятые, если в предложении встречаются два деепричастных оборота, между которыми стоит союз и (или, либо)?
Дым плыл клубами _  поднимаясь вверх_  и_  расползаясь под сводами пещеры.
Седой человек вышел вперед_  несколько поколебавшись_  и_  подняв руку_  призвал к молчанию.
В этом случае пунктуационное оформление может быть разным. Если оба оборота зависят от одного сказуемого и являются однородными обстоятельствами, то они выделяются запятыми как единая структура, не отделяясь друг от друга.
Дым плыл клубами, /поднимаясь вверх и расползаясь под сводами пещеры/.
Если же  обороты зависят от разных сказуемых, то каждый из них выделяется запятыми отдельно.
Седой человек вышел вперед, несколько поколебавшись, и, подняв руку, призвал к молчанию.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Уточняющими членами предложения принято называть обособленные второстепенные члены, которые употребляются с целью конкретизации или пояснения других членов предложения. К уточняющему члену предложения можно поставить дополнительный вопрос
    КТО ИМЕННО? ГДЕ ИМЕННО? КУДА ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО?и т. п.

В качестве обособленных членов предложения чаще всего употребляются обстоятельства места и времени. Например:
 Слева, (ГДЕ ИМЕННО?) у берега, мы остановились для отдыха.
 Через два дня, (когда именно?) ровно в полдень, мы уже встречали наших друзей на вокзале.         



Реже в качестве уточняющих членов предложения используются другие второстепенные члены.
Как правило обособляются обстоятельства уступки с предлогами  несмотря на, невзирая на (Все же, несмотря на принятое решение, Максим решил  увидеться с ней еще раз).

Всегда обособляются обстоятельства, играющие роль уточняющих (Там, за рекой,
    уже сел туман – можно задать вопрос где? там, где именно? За рекой), пояснительных (В то время, именно год назад, я встречался с ним часто) и присоединительных (Везде, в том числе и в лесу, было жарко) членов предложения.
    Также обособляются обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом
    (Он вздрогнул, как от удара).

Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми дополнения, выраженные существительными с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с, например: Еще, помимо мороженого, в киоске продавали разные соки.
      Дополнение с предлогом кроме, имеющее значение исключения, обособляется (Кроме Димы, в кино никто не пошел).
    Если оно имеет значение включения, то обычно не  обособляется (Кроме зарплаты они получают премиальные).
Дополнение с предлогом вместо, не образующее со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), обособляется:
    Вместо ответа, Кирилле Петровичу подали письмо (“подать ответ” нельзя). Если  дополнение с предлогом вместо может образовать со сказуемым словосочетание (глагол + существительное в винительном падеже без предлога), то оно не обособляется: Вместо шубы надел пальто (“надеть шубу” можно). Не обособляется и дополнение, в котором предлог вместо имеет значение за, взамен: Написал контрольную вместо товарища.
Обособляются дополнения, выступающие в роли пояснительных (Его вызвали к начальству, а именно к директору) и присоединительных членов предложения
  (Всех вызвали к директору, даже Петрова), а также выраженные сравнительным  оборотом (Утешают тебя, как ребенка).

             Алгоритм действий
1. В предложении найти определения (вопрос какой?) и обстоятельства (что делая? что сделав?).
2. Определить, есть ли у определения и обстоятельства зависимые слова.
3. Выделить запятыми, если необходимо.
F  Цифры обычно стоят на возможной границе определений и обстоятельств.

Практикум

Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

Находим в предложении определении и обстоятельства. В этом предложении обстоятельств нет, но есть три определения: нависшая, высокими, моросящими. У слова нависшая есть зависимые слова: нависшая над высокими вершинами тополей. Находим слова, к котором относятся определения: туча (какая?) нависшая, вершинами (какими?) высокими, дождиком (каким?) моросящим.  Все определения зависят от существительного, но только одно стоит после него, поэтому его и выделяем запятыми с двух сторон, не забывая о зависимых от него словах:
Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала моросящим дождиком.
Ответ: 13


1. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
 Старый штурман (1) перенесший на своем долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
Ответ: 134


2. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.
Ответ: 1234

3. Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.
Ответ: 124
Вариант 1

Расставьте знаки препинания: укажите цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1) Товары (1) выходя из стен мануфактуры (2) вытесняли с рынка (3) продукцию ремесленников.

2) Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком (2) в каменном веке (3) была огнеупорная глина.

3) В зеленоватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.

4) Стиль модерн (1) выдвинув на первый план (2) идею создания новых форм(3) и выразительных средств (4) изменил сознание мастеров.

5) Эпоха (1) начавшаяся после открытий Галилео Галилея (2) и (3) завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила важный поворот в истории человечества.

6) У низенькой  полуоткрытой  двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый  в мундир Преображенского полка (5) и треуголку.

7) Впечатление от этой глубокой тишины (1) было особенно сильно на опустевшем корабле (2) неподвижно стоявшем (3) посреди (4) наполнявшейся редкими льдами (5) бухты.

8) Вокруг меня (1) прижимаясь к самой дороге (2) зеленел лес (3) изредка уступая место поросшим осокой (4) полям.

9) Словарь языка А.С. Пушкина (1) созданный под редакцией академика В.В.Виноградова (2) содержит лексику общенационального языка (3) использованную поэтом в своих произведениях.

10) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком (3) живописью (4) композицией (5) и (6) создающих великолепные полотна.

11) Иван Яковлевич бросил перо (1) и (2) откинувшись на спинку стула (3) стал смотреть за окно на поляну (4) залитую (5) лунным светом.

12) В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объемистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.

13) Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

14) Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

15) Вокруг было только торжественное море (1) посеребренное луной (2) и (3) усеянное звездами (4) небо.

16) Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

17) Лицо Егора было покрыто мелкими каплями пота (1) и (2) медленно поднимая непослушные  руки (3) он отёр ладонью  лоб.

18) Неслышно осыпая звёзды (1) ночь над деревнею идёт  (2) и месяц (3) выглянувший  поздно (4) несмело  смотрит  в  небосвод.

Ответы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

12
13
13
14
14
134
2
123
123
134
234
1234
12
1234
12
234
123
1234
             
Тесты. 10 вариантов с ответами.


Тесты 
Однородные члены предложения  https://yadi.sk/d/VwmGWdt9eLmze
Обособленные приложения   https://yadi.sk/d/p_3hQ00KeLn2y
Причастные и деепричастные оборотыhttps://yadi.sk/d/n4EwgCHOeLn4H

                  
Содержание страницы:
        1.Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий
        2.О деепричастии( учебник)      Сайт "Лицей"
                     3.Основные признаки причастия  
                     4.Тренажер "Причастные обороты"

Сайт Захарьиной Е.А
Дополнительно.


Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий