суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 17.Вводные слова. Обращения. Обособления.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Теория.
В речи мы часто используем водные слова.  Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он говорит.
На письме они выделяются  с обеих сторон  запятыми. В устной речи вводные слова произносятся с особой интонацией: более быстро, чем остальные слова. Вводные слова не являются членами предложения.
Вводные слова – это один из видов осложнения предложения. Интересно, что они при этом не являются никакими членами предложения, то есть не выполняют синтаксическую роль.                                 Группы вводных слов по значению
Значение
Вводные слова
1.уверенность
конечно, бесспорно,  разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно,  само собой, правда, подлинно, само собой  разумеется, естественно, спору нет.
2. неуверенность, предположение
наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом,  допустим, предположим, так или иначе, если хотите.
3.различные чувства: радость, одобрение
К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.
4.различные чувства: сожаление, неодобрение
к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде , на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго  и др.
5.различные чувства: удивление, недоумение
удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело  и др.
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания
по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
7.источник сообщения
по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд , с моей точки зрения , вижу, известно , по наблюдению , с точки зрения и др.
8.порядок мыслей и их связь
во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например,  к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати,  к слову сказать и др.
9.способ оформления речи
одним словом,  словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно  говоря, вернее,  короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать,  проще сказать, если можно так выразиться,  как бы сказать, что называется, значит   и др.
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов
по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания
знаешь  (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь  ли), понимаешь
(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно , позвольте, помилуйте, поймите , помните, заметьте   
( себе) и др.
12.выражения вежливости
простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.
Не являются вводными словами
будто
вряд ли
обычно
как будто
как раз
поэтому
ведь
якобы
причём
как бы
просто
обязательно
даже
только
словно
вот
всё-таки
вдобавок
всё же
потому
вдруг
внезапно
притом
при этом
поистине
буквально
почти
именно
едва
авось
обязательно
между тем
небось
Правила обособления вводных слов и предложений
·         Вводные предложения, слова и сочетания выделятся запятыми
  Кажется, будет тепло.  Мне кажется, доклад слушателям понравился.
·         Если перед вводным словом стоит союз А, то запятая перед вводным словом НЕ ставится
 Тема на уроке новая, а значит, она должна вызвать интерес.
Исключение: если перед союзом стоит слово с частицей НЕ, то после союза А запятая ставится.
Жизнь его не праздник, а , наоборот, постоянная борьба за выживание.
·         Слово ОДНАКО в начале предложения является союзом ( = А), поэтому запятой он не выделяется. Если же данное слово стоит в середине или в конце предложения, то это вводное слово, поэтому ставим запятые.
Однако он не пришёл.  Он, однако, не пришёл.
·         При пропуске слова в вводном сочетании ставится тире:
С одной стороны,  было приятно получить лестные отзывы, с другой - требовало большой самоотдачи в работе.
·         Вводные предложения в основном тоже выделяются запятыми. Но если они содержат важное, почти самостоятельное высказывание, то выделяются ТИРЕ или СКОБКАМИ. Их часто называют вставными конструкциями. Произносятся они понижением голоса, более быстрым темпом и перед ними обязательно бывает пауза.
 Мне кажется, она довольно умная женщина.
Она была очень красиво и (что намного важнее) умная и образованная женщина.
Различайте вводные слова и члены предложения
Может, может быть, кажется, должно быть, очевидно, возможно, видно
Если обозначают степень достоверности, то это вводные слова. Если же к ним можно задать вопрос, то они являются сказуемыми.
Может, мне прийти завтра? (вводное слово)
Он может выполнить работу успешно
(сказуемое).
Кстати
Вводное слово, если указывает на связь мыслей, и обстоятельство в значении «заодно»
Кстати, тебе нужно ещё решить задачу.
Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.
Между прочим
Вводное слово, если  указывает на связь мыслей, и обстоятельство, если можно задать вопрос (как?)
Его подруга, между прочим, лучшая ученица в школе(вводное слово).
В своей речи он между прочим отметил, что скоро поедет в командировку ( обст.).
Прежде всего
Вводное слово, ели указывает на связь мыслей ( = во-первых). Обстоятельство времени( = сначала), если к нему можно задать вопрос (когда?)
Прежде всего, необходимо выучит правила.
Прежде всего он взял с собой ноутбук.
Действительно, несомненно, соответственно, безусловно
Это вводные слова, если указывают на степень уверенности. Если же к ним можно задать вопрос (как?), то это обстоятельство.
Отсюда, действительно, открывается прекрасный вид.
Я действительно таков.
Таким образом, наконец, далее, в конце концов, потом.
Вводные слова. если указывают на последовательность мыслей.
Если это обстоятельства, то запятыми они не выделяются.
Таким образом. можно сделать вывод из сказанного.
Таким образом ( как?) он выполнил всё задание.
Вообще
Вводное слово = « вообще говоря».
В других значениях- не вводное слово ( « в целом, совсем, всегда» и т.д.)
Его работа, вообще, интересна только специалистам.
Он был мне вообще неинтересен
( = совсем).
Конечно
Вводное слово имеет значение степени уверенности. Оно может быть усилительной частицей, тогда не выделяется запятыми. Произносится с особой интонацией убеждённости, уверенности.
Мы, кончено, рады встрече.
Я кончено бы согласился на данное предложение.
Во всяком случае
Вводное слово, если употреблено для оценки чего-либо. Если равно по значению « всегда, в любых обстоятельствах», то не вводное.
Я, во всяком случае, не хочу даже думать об этом.

В самом деле
Данное сочетание чаще всего не является вводным слово, а употребляется в значении «действительно», являясь обстоятельством. Вводным оно является 
для выражения недоумения, возмущения.
Он в самом деле прекрасно разбирается в музыке.
Что ты, в самом деле, так себя ведёшь высокомерно?
В свою очередь
Это вводное слово, если выражает способ оформления мыслей или указывает на связь мыслей.
Не является вводным в значении  «в ответ», « когда наступает очередь».
Это, в свою очередь, поможет ему на работе.
Она встала свою очередь .
Значит
Вводное слово, если равно по значению словам «следовательно», «стало быть»
Может быть сказуемым, близким по значению к «означает».
Это важная работа, значит, её нужно выполнить сегодня.
Дружить – значит во всём доверять  другому, быть рядом с ним в трудную минуту.
Наоборот
Вводное слово указывает на связь мыслей.
Не является вводным в двух случаях:
1.является одним из однородных членов
2.в конце предложения оно равно его второй части .
Он не хотел её обидеть, наоборот, думал поддержать ( вводное слово).
Весной брюнетки часто становятся блондинками и наоборот
( однородный член).
Чем больше будешь заниматься, тем выше будут результаты, и наоборот (часть сложносочинённого предложения)
Например
Всегда является вводным, но оформляется по – разному : 1.выделяется с обеих сторон запятыми
2.если стоит в начале или в конце уже обособленного члена предложения, то не выделяется запятой вообще
3.после слова может стоять двоеточие, если далее идут однородные члены.
1.Он был очень внимателен к своей внешности, например, тщательно следил за одеждой.
2.Во многих городах России есть метро, например в Казани.
3.Мне нравятся многие школьные предметы, например: русский язык, литература, история, обществознание.
Главным образом
1.Это вводное слово, если служит для оценки чего-либо.
2.Если входит в состав присоединительной конструкции, то в начале и в конце её не выделяется запятой.
3.Не является водным в значении «в первую очередь», « больше всего».
1.Теорию нужно учить и, главным образом, почти наизусть.
2.Многие  люди, главным образом представители интеллигенции, уже не верили обещаниям императора.
3.Мне в нём нравится главным образом порядочность.
В частности
1.Вводное слово, если указывает на связь мыслей.
2.В начале или в конце присоединительной конструкции данное вводное слово не выделяется запятой.
3.Оставаясь вводным, не выделяется , если соединено союзом  И со словом «вообще».
1.Она интересовалась, в частности, историей образования данного фразеологизма.
2.Я люблю читать книги о животных, в частности о кошках.
3.Разговор шёл о литературе вообще и в частности о её новинках.
По крайней мере
1.При значении оценки является вводным словом.
2.Не вводное  в значении
« самое меньшее», «не меньше чем».
1.Он, по крайней мере, будет  вести себя достойно.
1. По крайней мере четверо из класс должны принять участие в кроссе.
С точки зрения
1.Вводное слово в значении «по мнению».
2.В значении «в отношении» не является вводным.
1.Её выступление, с точки зрения присутствующих, было прекрасное.
2.Строительство идёт по плану с точки зрения сроков.
 Как отличить вводные слова от вводных предложений и вставных конструкций
·         Вводные слова и предложения не являются членами предложения, но если убрать их из текста, то во вводном предложении чётко выделяется основа.
В частности, например, конечно, вероятно - вводные слова.
Я думаю, мне кажется, как сообщают синоптики - это вводные предложения.
·         Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, какие-то сведения, пояснения. Они не выражают чувств говорящего, не указывают на связь с другими словами, на источник сообщения. Вставные конструкции заранее не планируются, поэтому не могут стоять в начале предложения. Для них характерна интонация включения с более длительной паузой.
 Однажды (это было в начале лета) собрались мы с отцом на рыбалку (дополнительные сведения)
Нет, вы (или ты) просто обязаны знать это (поясняет отдельное слово).                       
·         Вставные конструкции чаще выделяются скобками или тире, реже- запятыми.
Тут – делать нечего - родственники обнялись.
«Коллеги,- сказал он (голос его был спокоен),- нас  ожидает проверка».
Мне даже показалось, а может быть так и было на самом деле, что отношение присутствующих ко мне резко изменилось.
 
 Практикум

 Вариант 1

Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых 
в предложениях должны стоять запятые. 

1. Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.
           
2. Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

3.Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению
многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк
создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.

4. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
           
5.  Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
           
6. В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме от житейских дрязг и треволнений.
           
7. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
             
8. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
           
9. Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами.
           
10. За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.
Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

11.Где-то поблизости (1) видимо (2) был водопад.
По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность (3) может быть (4) нешуточной.
             
12. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

13. Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

14. Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.
           
15. А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.

16. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Вариант 3

Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых 
в предложениях должны стоять запятые. 

1. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

2. Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

3. В Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.  

4. Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

5. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

6. Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

7. С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

8. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

9. Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

10. Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

11. Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится. Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

12. Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

13.Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

14. Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий.
Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьёй.

15. Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

16. Сокращение производства будет производиться (1) по мнению нашего аналитического отдела (2) в несколько этапов, между которыми (3) возможно (4) даже некоторое повышение деловой активности и рост выпуска продукции.

Ответы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
1234
1234
12
34
1234
1234
34
34
34
34
12
12
12
123
1234
34
2
34
34
1234
123
1234
12
34
1234
12
12
12
34
12
12
34
12


Тесты . 10 вариантов с ответами 

Подборка: "Вводные слова"
Тесты  
Вводные конструкции  https://skydrive.live.com/redir?resid=8DB8DF2DD3246396!469
Сайт Захарьиной Е.А

Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий