суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 18. СПП.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

      Теория.
   Сложноподчинённое предложение имеет в своём составе главное и придаточное, то есть зависимое предложение. Между ними в одних случаях ставятся запятые , в  других нет. Рассмотрим данные случаи.


Запятые в сложноподчинённых предложениях ставятся:
·         Основное правило: запятая ставится между главным и придаточным предложением.
Ученики писали контрольную работу по теме, которую повторили  на предыдущем уроке.
·         Если придаточное предложение находится в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Книга, которую так рекламировали, действительно оказалась очень интересной.
Запятые в сложноподчинённых предложениях НЕ ставятся:
·         Если два придаточных предложении соединены союзом И, то между ними запятая не ставится.
·         Если придаточное состоит из одного слова.
Он ушёл, но не сказал ЗАЧЕМ.
·         Если придаточное начинается с частицы НЕ:
Важно НЕ что вы сказали, а как  вы это сделали.
·         Если перед придаточным стоит повторяющийся  сочинительный союз, то перед первым придаточным запятая не ставится
Было шумно И когда дети играли в комнате, И когда они вышли на улицу.
·         Если придаточное предложение - это фразеологизм или цельное по смыслу выражение.
Играли  кто во что горазд. Он терпел что есть силы.  Ему было над чем задуматься.
·         Если придаточное предложение начинается с оборота НЕ ТО ЧТО или  НЕ  ТО ЧТОБЫ.
Мы не то чтобы испугались, скорее очень удивились

В задании № 18 чаще всего предлагаются предложения, в которых придаточное присоединено к главному союзным словом который.  Что необходимо помнить ?
Запятая в сложноподчинённом предложении с союзным словом КОТОРЫЙ.
·         Между главным и придаточным в сложноподчинённом предложении ставится запятая, если придаточное начинается со слова КОТОРЫЙ.
 Я купил в магазине книгу, которую долго искал.
·         Если слово КОТОРЫЙ стоит не в начале придаточного, то запятая ставится не перед ним, а после главного - по смыслу предложения. После слова  КОТОРЫЙ запятая не ставится никогда.
Мы подошли к озеру, по берегам КОТОРОГО росла ива.
Таковы правила, которые необходимо помнить, когда ставите знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Конечно, сложноподчинённое предложение имеет и другие знаки препинания, однако в задании № 18 достаточно этих, особенно помните последнее правило: запятая при союзном слове КОТОРЫЙ. 
                    
Алгоритм действий
1. Выделить грамматические основы.
2.  Выделить союз или союзное слово.
3. Определить границы главного и придаточного предложений.
4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая  перед придаточным не ставится.
5. Проставить знаки препинания
6. Выписать все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Пример 1
Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

Выделяем грамматические основы предложения.
Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.
Комментарии
В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась  и  не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.
Основы связаны союзным словом которых.
Определяем границы главного и придаточного предложений:
[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).
На границе основ поставим запятую:
[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).
Таким образом, правильный вариант 2


                                                            Практикум.

Расставьте знаки препинания: укажите цифры(цифру), на месте которых должны стоять запятые.
1.                  В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

2.                  При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

3.                  Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

4.                  Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

5.                  В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.

6.                  Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

7.                  Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

8.                  Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

9.                  Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.

10.              Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

11.              Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сильно сомневаться.

12.              Уровень сервиса  рассчитывается по двадцати параметрам  (1) среди (2) которых (3) особенно важны (4) дружелюбие и компетентность продавцов.

Ответы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
2
2
14
3
25
2
2
25
14
2
2


Вариант 2
Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
1 Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.
2 Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.
3 Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.
4 За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.
5 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.
6 В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
7 Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
8 Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.
9 Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.
10 В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.
11 Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.
12 Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
13 Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследователь­ских судах.
14 Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.
15 Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.
16 Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.
17 Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.
18 Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.
19 Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.
20 В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.
21 В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой.
22 Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
23 Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.
24 Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.
25 Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.
26 Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
27 Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.
28 Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
29 Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.
30 В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.
31 В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично. С самого раннего возраста
32 Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.
33 Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.
34 Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение  (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.
35 В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.
36 В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.
37 Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.
38 В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.
39 Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.
40 Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.
41 Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.
42 Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.
43 Срезанная сирень (1) стебли (2) которой (3) расщепляют и очищают от коры (4) долго стоит в вазе.
44 Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
45 Одним из самых капризных растений считается камелия(1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.
46 В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.
47 Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
48 Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
49 Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.
50 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.
51 Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.
52 На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.
Ответы
1
14
14
2
27
2
40
14
2
1
15
1
28
2
41
1
3
2
16
2
29
1
42
1
4
2
17
2
30
2
43
14
5
2
18
2
31
2
44
14
6
14
19
1
32
2
45
1
7
13
20
2
33
2
46
1
8
1
21
2
34
1
47
14
9
1
22
14
35
2
48
14
10
15
23
14
36
2
49
1
11
1
24
2
37
14
50
2
12
1
25
1
38
2
51
2
13
13
26
14
39
2
52
2



 Тесты. 10 вариантов с ответами



Сайт Захарьиной Е.А

Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий