суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 19. Запятые в СП между несколькими союзами.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

  Задание 19 Расставьте  знаки  препинанияукажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Идея  единого  европейского  пространства  (1)  поклонником (2) которой (3)  был  первый  директор  Царскосельского  лицея  Малиновский (4) обрела множество сторонников.
   Данное задание является последним по  пунктуации, поэтому в нём могут быть пропущены знаки препинания буквально по любой теме. Но в основном это три типа правил, которые необходимо вспомнить.
Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

[ Мелиховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!
                            [Скоро пять лет], (как я работаю в институте).
 Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.
                      [Я долго думала, (какое выбрать платье), и придумала].
В сложном предложении есть вводные конструкции,  определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

 I.         Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:
с одним придаточным
с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)
1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):
Меня упрекают, но не знаю в чем
[   ], но [   ] (в чем).
1) если перед ними стоит отрицание не:
Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь.
[     ] (не чтобы), а (чтобы   )
2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.
[   ], а именно (если    ).
2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):
Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.
[   ] (ни как   ), (ни кто   )
 I.         При составных союзах:
благодаря тому что
ввиду того что
вследствие того что
в силу того что
оттого что
потому что
несмотря на то что
вместо того чтобы
для того чтобы
с тем чтобы
в то время как
после того как
перед тем как
с тех пор как
так же как
(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].
собирался  стать геологом], (потому что геологом был Сергей).
НЕ + составной союз:
пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).
Усилительная частица + составной союз:
[Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное).
Вводное слово + составной союз:
[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).
Запятая на стыке союзов ставитсяесли после первого союза следует одиночный союз в придаточной части: 
Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак (Пришв.); 
А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.). Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку (Пришв.).
  Лес молчал, и, (если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы), тишина была бы мертвой.— Лес молчал, и тишина... тишина была бы мертвой, если бы не болезненны вскрики ночной птицы.   [ ],и, (если…).
Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, все находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве.
                                           [ ], (что, (когда),).
не ставится
Объясни мне, что ты этим хочешь сказать, да и что все это означает.
- присоединительный союз да и (да и зачем, да и что).
Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся... (Пришв.);
И прости, и уже навсегда, навеки... Потому что где же они теперь могут встретиться?(Бун.).

Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром (Пришв.) —союз что присоединяет целиком (если... то).

Мы верили, что если проявить упорство, то победа обеспечена.
                                   [ ], (что_(если), то).

Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.
                                [ ], и_(когда…),то [ ].

Пример
В доме родителей всё осталось по-прежнему (1) и (2 ) если ему казалось пространство дома словно сузившимся( 3) то это произошло только потому( 4) что он повзрослел.
Комментарий
·         Запятая 1 ставится, так как союз соединяет два простых предложения (основы: всё осталось  по-прежнему и это произошло).
·         Запятая 2 не ставится, так как после придаточного (если ему казалось пространство дома словно сузившимся) стоит слово ТО.
·         Запятая 3 ставится, так как заканчивается придаточное предложение.
·         Запятая 4 тоже ставится, начинается другое придаточное предложение.
Ответ: 134.
   Нужно быть просто очень внимательным, видеть границы простых предложений, не путать однородные члены с грамматическими основами, знать правила. Больше тренируйтесь, постоянно повторяйте правила.
Пример
В доме родителей всё осталось по-прежнему (1) и (2 ) если ему казалось пространство дома словно сузившимся( 3) то это произошло только потому( 4) что он повзрослел.
Комментарий
·         Запятая 1 ставится, так как союз соединяет два простых предложения (основы: всё осталось  по-прежнему и это произошло).
·         Запятая 2 не ставится, так как после придаточного (если ему казалось пространство дома словно сузившимся) стоит слово ТО.
·         Запятая 3 ставится, так как заканчивается придаточное предложение.
·         Запятая 4 тоже ставится, начинается другое придаточное предложение.
Ответ: 134.
   Нужно быть просто очень внимательным, видеть границы простых предложений, не путать однородные члены с грамматическими основами, знать правила. Больше тренируйтесь, постоянно повторяйте правила.
Пример 3
Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3.

 

 
        
На стыке между ними ставятся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но
По  ночам  к  реке  подвозили  лес  (1)  и  (2)  когда  белый  туман  закутывал  берега  (3)  все  восемь  рот   настилали доски (4) на обломки мостов.                           Ответ: 1234  
Сравним:
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) ТО все восемь рот  настилали доски (4) на обломки мостов.                                          Ответ: 134

Большая  разъехавшаяся  хата,  в  которой  помещалась  бурса,  была  решительно
пуста, и _ сколько философ  не  шарил  во  всех  углах  и  даже  ощупал  все  дыры  и  западни  в  крыше, но нигде  не  отыскал  ни  куска  сала  или,  по  крайней  мере,  старого  книша,  что,  по  обыкновению,  запрятываемо  было  бурсаками. —  Запятая  не  ставится,  так как после  придаточного  предложения  есть союз но. 
Сравните:
Большая  разъехавшаяся  хата,  в  которой  помещалась  бурса,  была  решительно
пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо  было бурсаками.  В этом предложении  поставлена запятая, так как нет союза НО. 

Ещё один приём, позволяющий выявить, нужно ли на стыке союзов ставить запятую.
Попробуйте изъять часть предложения на стыке союзов:
      По небу слоились густые тучи(1) и (2 хотя шел только третий час дня(3)   было уже темно- По небу слоились густые тучи(1) и (3)   было уже темно .      Изъятие возможно, значит запятая после  сочинительного союза ставится,                                     ответ 123.
Изъятие невозможно, значит запятая после сочинительного союза  НЕ ставится:
  Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) если начинался сильный северный ветер(З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. - Ночью вершины старых лип терялись в небе(l)  и  (2)  …  (З)  то  звезды  словно  перелетали  с  ветки  на  ветку(4)  будто  на  деревьях  вместо  них  сидели маленькие светлячки.                                                                        Ответ: 134

Можно и так:
  Ставится  запятая  на  стыке  двух  союзов,  если  предложение  можно  перестроить  без  искажения  смысла, переставив придаточное: 
Ø   По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно; 
Ø  По небу слоились густые тучи, и было уже темно, хотя шел только третий час дня. 
Ø   По небу слоились густые тучи, и _ хотя шел только третий час дня, но было уже темно. В
данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и но.  

Разбор задания
Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  в предложении должны стоять запятые.
Люся  была  мягко  настойчива  (1)  и  (2)  хотя  вспомнить  всѐ  было  трудно  (3)  постепенно  старушка  рассказала (4) как было дело.        
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.
[Люся  была  мягко  настойчива]  и  [(хотя  вспомнить  всё  было  трудно)  постепенно  старушка  рассказала] (как было дело).
В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет   продолжения союза ТО, ТАК, НО, его можно изъять из текста (Люся  была  мягко  настойчива  и   постепенно  старушка рассказала  как было дело) , поэтому  между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.
Значит, 
[Люся  была  мягко  настойчива],  (1)  и  ,  (2)  [(хотя  вспомнить  всѐ  было  трудно),(3)  постепенно  старушка рассказала] , (4) (как было дело).

Ответ: 1234
Практикум
Вариант 1
1 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.
1) 1,  2,  3
2)  2,  3
3)  1, 
4) 1,  3


2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.
1) 1,  2,  3,  4,  5
2) 1,  3,  4,  5
3) 1,  4,  5
4) 2,  3,  4,  5


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.
1)  1,  2,  3,  4
2) 1,  3,  4
3) 1,  2,  4
4) 1,  4


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.
1) 1,  2,  3,  4
2) 1,  2,  3
3) 1,  3,  4
4) 1,  3


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тяжёлый бархатный занавес поднялся (1) и (2) когда прозвучали первые звуки музыки (3) Воронов внезапно увидел знакомую маленькую фигурку графини (4) которая тоже приехала на премьеру в театр.
1)  1,  2,  3,  4 
2) 2,  3,  4
3) 1,  3,  4 
4) 1,  2,  3


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
1)  2,  3,  4 
2)  1,  3,  4
3) 1,  2,  3
4) 1,  2,  4


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?



На молах стоит по колено колючий бурьян, чугунные причалы рыжеют от едкой ржавчины (1) и только маяк говорит (2) что порт ещё жив (3) и кто-то зажигает огни для редких пароходов (4) приходящих ночью (5) тускло свещённых и пустых.

1)  1,  2,  3,  4,  5
2) 2,  4,  5
3)  1,  2,  4,  5
4) 2,  3,  4,  5


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Человек был большого роста (1) и (2) для того (3) чтобы пройти в дверь (4) ему не только нужно было нагнуть голову (5) но и согнуться всем телом.
1) 1,  2,  4,  5
2) 1,  2,  3
3)  3,  4,  5
4)  2,  4,  5


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.
1)  1,  2,  3
2)  1,  3
3) 1,  2 
4) 2,  3


10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Метеорологи предупреждали (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождём (5) и сгинет.
1) 1,  2,  3
2)  1,  3,  4 
3)  1,  3 
4)  1,  2,  4


11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2 ) и подойдёт ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.
1)  1
2)  1,  3
3)  1,  2  
4)  3
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4
3
4
1
1
2
3
1
2
4
2

Вариант 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.


1.    Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.

2.    Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

3.    Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.

4.    Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

5.    Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

6.    Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

7.    Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

8.    В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.

9.    Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.

10.    В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна. 

11.    С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.

12.    После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

13.    Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки  и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла  преданная  любовь  к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.

14.    Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания  (2) и (3) что (4) если бы не было их  батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.

15.    Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.

Ответы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
2
1234
1234
234
134
1234
1
1235
145
1234
1245
1234
134
12345
145
12345

Тесты. 10 вариантов с ответами


Сайт Захарьиной Е.А


Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий