суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 21. Типы речи.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Типы речи.
Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. 
   Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?
  Художественный повествовательный текст  строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии. 
   Художественный повествовательный текст  строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии. 
   Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
   Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Текст-повествование  отвечает на вопросы
Что произошло?
В какой последовательности происходят события?
Кто участвует?
  Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.
При определении типа речи можно воспользоваться приемом «фотографирования». Если  можно «сфотографировать» весь текст последовательным рядом кадров, как комиксы, когда текст можно будет просмотреть, как череду картинок – повествование.
Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
общее представление о предмете;
описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

   Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
   Это изображение какого- либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос - Какой?
В описании  широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
   Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения. 
Если  можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, как картину, где будут видны все элементы текста, то перед нами – описание.
 Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждение строится по следующему плану:
Тезис (высказывается какая-то мысль).
Аргументы, доказывающие его;
Вывод, или заключение.
  В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей.
При определении типа речи «рассуждение» невозможно  воспользоваться приёмом «фотографирования»: текст рассуждение нельзя «сфотографировать» .
 Видеоконсультация.


Практикум   По текстам 1-5, ЕГЭ 20
 1.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5-8 представлено описание.
2) В предложениях 10-14 содержится повествование.
3) В предложениях 16-17 представлено повествование.
4) В предложениях 20-23 содержится повествование. 
5) В предложениях 38-40 представлено рассуждение

2.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2-7 представлено описание.
2) В предложениях 3-8 содержится повествование.
3) В предложениях 15-19 содержится повествование.
4) В предложениях 20-23 содержится повествование. 
5) В предложениях 30-31 представлено описание.

 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.
2) В предложениях 4-8 представлено описание.
3) В предложениях 9-11 содержится рассуждение.
4) В предложениях 20-23 содержится рассуждение.
5) В предложениях 17-18 представлено рассуждение.

4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 содержится повествование.
2) В предложениях 4-7 содержится описание.
3) В предложениях 12-13 содержится повествование.
4) В предложениях 15-16 содержится рассуждение.
5) В предложениях 19-21 представлено рассуждение.

5. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
1) В предложениях 15-19 содержится повествование.
2) В предложениях 21-24 представлено рассуждение.
3) В предложениях 30-31 представлено рассуждение.
4)  В предложениях 34-38 представлено повествование.
5) В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
                              Ответы

1
145
2
134
3
345
4
45
5
235

 Тесты. 10 заданий с ответами


Сайт Захарьиной Е.А


Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий