суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 22. Лексика . Фразеология.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

В демоверсии это выглядит так:
Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(Здесь даны уже выбранные предложения)
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками
губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?

 Могут быть задания, требующие найти  синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорную  лексику, жаргонизмы.

Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности.

Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п.

Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций.
нос – орган обоняния, находящийся на лице человека, морде животного (прямое);
        - передняя часть судна, летательного аппарата (переносное);
        - клюв птицы (переносное);
        - носок (носы ботинок).

Синонимы, антонимы.
Синонимы – близкие или тождественные по значению слова, которые по-разному называют одно и то же понятие. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенком значения, стилистической окраской и др.
подарок, дар, подношение, презент, гостинец
нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться
Антонимы -  слова разного звучания, которые выражают противоположные, но соотносительные друг с другом понятия.
Нет ничего на свете сильнее и бессильнее слова.
Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека.

Контекстуальные синонимы и антонимы – это слова, которые в общем употреблении не являются синонимами/антонимами, но приобретают схожие или противоположные значения в контексте.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (антонимы).

Группы слов по происхождению и  употреблению
Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
      — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
      — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
      — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
 лексика жаргонная  (жаргонизмы) - слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
      — лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус);
      — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).

Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые обозначали. 
* вече, опричник

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами.

* брадобрей – парикмахер, пиит – поэт, ланиты – щеки, одр - постель

Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате новых понятий, явлений, качеств
*  домашний кинотеатр, мерчендайзер, ресепшн.

Фразеологизмы.
Фразеологи́змфразеологическая единица  — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной  словарной единицы. 
  Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. 

* работать засучив рукава
* броситься очертя голову
Практикум

1. Из предложений   выпишите антонимы (антонимическую пару).
(25)Выход  на  такой  заоблачный  уровень,  на  такие  пути  предполагает  наличие  всеобъемлющего,  окрылённого,  дальновидного,  целенаправленного  сознания,  развитие  искусства,  несущего  огромную  духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем  когда  бы  то  ни  было.  (27)Возможности  созидания  могут  стать  средствами всеобщего разрушения.

2. Выпишите слово, использованное в тексте в переносном значении?
палатка (предложение 11)
риск (предложение 34)
солнце (предложение 1)
меридианы (предложение 5)
легион (предложение 24)
(11) Палатка  выцвела  – из  оранжевой  стала  прозрачно-жёлтой,  до  дыр  износились бахилы, лыжи были источены до предела.

22-6.
(34) Постоянное напряжение, риск.
–(1)Здесь  полюс,  поздравляю  вас,  ребята!  – именно  эти  слова  сказал  начальник полярной  экспедиции  Дмитрий  Шпаро,  когда  в  белёсой  мгле  ненадолго  сверкнуло солнце  и  штурман  Юрий  Хмелевский  определил:  цель  достигнута.
(5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы и сходят  на  нет  параллели.
(24)Усилиями легиона смельчаков  были  открыты  на  Земле  материки,  острова,  глубины,  проливы,  полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли.

3. Из предложений 5-6 выпишите устаревшее слово.
(5)Дождавшись  своей очереди, я  сел на  стул  и  невольно  залюбовался  в зеркале  пальцами  этого  цирюльника.  (6)Каждый  палец  его,  бледный  и изящный,  жил,  казалось,  своей  осмысленной,  умной  жизнью,  подхватывая кольцо ножниц, зажимая гребёнку или выбивая трель на машинке, в весёлой шаловливости,  в  постоянном  следовании  за  песенкой,  сопровождавшей работу. 

4. Из предложения № 27 выпишите просторечное слово.
(27)Катя  дёрнула  цепочку  револьверной  заглушки,  высунула  в  отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот…

5. Из предложений №25-28  выпишите жаргонизм.
(25)Но уже в других сериалах – про милицию. (26)Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27)Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28)Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!   

 Ответы
1
созидание разрушение
2
легион
3
цирюльника
4
лупить
5
отморозки

 Тесты. 10 вариантов с ответами.

 Полное собрание о фразеологизмах.


Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий