суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 24. Изобразительные средства.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.



Тест " Тропы"Контрольная работа.
ЕГЭ 24. Изобразительные средства.
Тесты ( смотрите ниже)
Перечень тропов
Значение термина
Пример
Аллегория
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка, трусость, беззащитность – заяц; глупость – осёл.
Гипербола
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
«В сто сорок солнц закат пылал»   
«шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).
Гротеск
Предельное преувеличение, придающее образу  фантастический характер
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Литота
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).«Мальчик с пальчик», «мужичок  с ноготок», тише воды, ниже травы.
Метафора, развёрнутая метафора
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.   (С. Есенин.)
Рояль дрожащий пену с губ оближет.Б. Пастернак
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения
Когда же берег ада  Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
«Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
Олицетворение
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр
ночной,
О чём так сетуешь безумно?
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
Царь зверей (вместо лев)
Туманный Альбион вместо «Англия»
Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.
Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).
Синекдоха
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам.
 Швед, русский колет, рубит, режет. 
Мы все глядим в Напoлеоны.
Белеет парус( = лодка).
Эпитет



Постоянный эпитет 
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

 - эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: 
Отговорила роща
золотая Берёзовым весёлым языком.
Парус одинокийвесёлый ветер, мороз -воевода.
море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.
Сравнение
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

ФИГУРЫ РЕЧИ
Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от  тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура
Значение термина
Пример
Анафора (или  единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
Люблю тебя, Петра творенье, 
Люблю твой строгий, стройный вид…
Как ни гнетёт рука судьбины,
Как ни томит людей обман...
Антитеза
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.
«Чёрное и белое», «Война и мир».
"Я царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин) 
Градация
(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
...он сам в своей камере ощущает, воспринимает, чувствует, жаждет и о чём мечтает.
Инверсия
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
Швейцара мимо он стрелой 
Взлетел по мраморным ступеням.
    он пришёл - пришёл он   
Лексический повтор
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. 
Я зла не держу, это вам обещаю, 
Но только вы тоже простите меня.

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза                (С. Есенин)
Плеоназм
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Оксюморон
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
Горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.
«Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».
Риторический вопрос, восклицание, обращение
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.  (Ф. Тютчев.)
Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)
Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
  Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Синтаксиче­ский параллелизм
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...
Умолчание
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: 
Смотри ж... Да что? Моей судьбой, 
Сказать по правде, очень 
Никто не озабочен.
Эллипсис
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
Милый друг, и в этом тихом
Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом
Доме  Возле мирного огня. (А.Блок.)
Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник
( Н. Гоголь).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Термины
Значение
Примеры
Антонимы,
контекстные
антонимы
Слова, противоположные по значению.
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется.
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Ненависть и любовь                                
Синонимы,
контекстные
синонимы
Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Паронимы
Близкие по звучанию, но различные по значению слова
Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.
Меч правосудия, море света
Диалектизмы
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.
Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Профессиона -лизмы
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
Камбуз, боцман,  акварель, мольберт
Термины
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.
Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.
Бессмертие, стимул, превалировать...
Просторечная         
лексика                   
Слова, разговорного употребления,
отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.
Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова) 
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .
Будет буря — мы поспорим
И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)              
Слова, вытесненные из современного языка
другими, обозначающими те же понятия.
    
Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,
чужестранец — иностранец
Заимствованные 
Слова, перенесённые из слова  других языков.
Парламент,сенат, депутат, консенсус
Фразеологизмы        
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

            Все о  фразеологизмах.
Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро
    диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.                 

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Разговорная.
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище

                          ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо­вался я!
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.
Со мной произошла преудивительнейшаяистория!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство
Значение термина
Пример
Аллитерация
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов 
И пунша пламень голубой..
Альтернация
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,

А.С.Пушкин 
Звукопись
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

1. Ряды однородных членов предложения.
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со­мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами.
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.).
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос­нова моей личности. (К. Бальмонт.)
4. Диалогичность изложения.
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по­казался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна­ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок! А. Грибоедов.
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.
Швед, русский колет, рубит, режет. 
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. 
 Волков бояться – в лес не ходить.
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Тесты.
1. Выберите правильный ответ:
1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока  последний раз... (Е. Замятин).
а) метафора    б) гипербола  в) метонимия

2.         То стынешь  в блеске лунного лака,
             То стонешь, облитый пеною ран.  (В. Маяковский)
а) аллитерация          б) ассонанс    в) анафора

3.               В пыли влачусь — и в небесах витаю;
                  Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).
            а) оксюморон         б) антонимы  в) антитеза

4.  Пусть заполнится годами
                   жизни квота,
                                         стоит
                                                        только
                                                                    вспомнить это диво,
                        раздирает            рот
                                                  зевота
                                                          шире Мексиканского залива.   (В. Маяковский)
а) гипербола  б) литота        в) олицетворение

5. Выберите правильный ответ:
1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).
а) эпитет        б) сравнение  в) метафора

6.  И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию  в крови. (К. Батюшков)
а) метафора    б) олицетворение     в) гипербола

7.         Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.  (М. Ю. Лермонтов)
а) антитеза     б) оксюморон            в) эпитет

8.            Алмаз шлифуется алмазом,
               Строка диктуется строкой.
         а) анафора б) сравнение в) параллелизм

9. При одном предположении подобного случая вы бы  должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и  испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!
(Ф.М.  Достоевский)
а) метонимия            б) градация    в) аллегория

10. Выберите правильный ответ:
1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)
а) метафора    б) метонимия            в) олицетворение

11.       Сидит лодырь у ворот,
           Широко разинув рот,
           И никто не разберет,
           Где ворота, а где рот.
а) гипербола      б) литота             в) сравнение

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).
                     а) эпитет           б) метафора   в) оксюморон

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
а
в
б
б
а
б
в
б
б
а
в

                                                  Практикум
1 (1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3)Научное призва­ние всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан про­являть поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примеча­тельна тем, что она является одним из организующих начал человечес­кой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, по­стоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.
(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек мо­жет не только познать мир, но может своей волей изме­нять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.
(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что преодолённая трудность приносит малень­кое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повто­рить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследователь­ская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноруч­но выполняемой работы.
(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для на­шей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червя­ми?» – спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», – ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают по­чувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к сво­им предметам исследования.
(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызрева­ния плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.
(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонят­ное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый ис­кусный мозг не способен одновременно классифицировать накоплен­ный материал и накопленные неприятности. (30)В этом плане наука це­лебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием. (По В. Харченко)
«Автор статьи широко употребляет разнообразные средства выразительности: такой приём, как _____ (предложения 20 –23), и синтаксическое средство-_____ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства выразительности, как _____ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и _____ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.)».
Список терминов:
1)ряды однородных членов
2)литота
3)экспрессивный повтор
4)ирония
5)парцелляция
6)диалектизм

7)книжная лексика
8)диалог с читателем
9)восклицательные предложения

2. (1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?
(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги,
не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.
(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.
(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.
(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.
(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха. (По В. Иванову)
«Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как _____ (предложения 27 – 29, 37 – 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте _____ («враньё»). Такой приём, как _____ («можно спокойно прожить» в предложении 31 – «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как _____ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

Список терминов:
1)      метафора
2)      диалектизм
3)      лексический повтор
4)      ряды однородных членов
5)      эпитеты
6)      

парцелляция
7)      просторечное слово
8)      вопросно-ответная форма изложения
9)      противопоставление


3.  (1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?
– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
– (11)Ты точно антилопу видел?
– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!
– (17)Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я  из  них  лекарство  сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем  близко,  под  самым  носом,  шагах  в  двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце
и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (45)Вкусно, миленькая?
– (46)Вкусно!
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.(По А. Владимирову*)
* Александр Павлович Владимиров – современный писатель-прозаик.
«Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём – __________ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы: __________ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), __________ («стеклянные глаза» в предложении 24) и __________ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».
Список терминов:
1)      антитеза        
2)      метафора      
3)      сравнение     
4)      анафора        
5)      ряд однородных членов     
6)      лексический повтор           
7)      

риторический вопрос         
8)      риторическое восклицание           
9)      эпитет
Ответы
1
8137
2
8791
3
6392


Все об изобразительных средствах.
 Полное собрание о тропах , фразеологизмах.





























Русский язык в таблицах(Дрофа)


задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий