суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 5. Лексические нормы.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

                                      Лексические нормы. Теория.
(ниже см. презентации, словарь паронимов)
Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.
 Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.
Смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).
 Неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).
Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм). 
Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ).
Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские писатели).
Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.
Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и предоставить. Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый учитель представляется классу, а вот возможность совершить учебную экскурсию предоставляется.

Устаревшие слова используются в литературе, для различных стилизаций. Читать русскую классическую литературу без знания устаревших слов достаточно трудно.
Новая лексика – неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Если слово нужно для языка, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, сникерснуть).
 Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Заимствованная лексика всегда была отражением нашей истории. Приходила она в русский язык по разным причинам: 1) неязыковая причина – вместе с предметом (тетрадь, чай, хоккей, зонт, кафе), 2) языковая причина – стремление устранить расплывчатость, объёмность, многозначность русского слова (пирожное – кекс как особый вид пирожного; бег на короткие дистанции – спринт). Бывает и так, что русское слово и иноязычное «соперничают»: водитель – шофёр, стагнация – застой, коррумпированный – продажный.
Лексические нормы предписывают не злоупотреблять неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог
  Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами.
 Приставочные паронимы:
адресант (отправитель) — адресат (получатель);
эмигрант (выезжающий из страны) — иммигрант (въезжающий).
Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный.
Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая почта); дипломатичным — что-то корректное, соответствующее этикету (дипломатичное поведение сторон).
Другие примеры:
уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег)           
оплатить - заплатить за что-нибудь
одеть кого-либо-надеть на себя
представить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо.
познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо.
 признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо          
предоставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо.
дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. встряхнуть - приподняв, потрясти с силой.    
стряхнуть - тряхнув, скинуть, сбросить.
поверка - сверка в точности.
перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.).        
проверка - установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. обсудить - разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.      
осудить - выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным.
описка - ошибка в написании чего-н. по рассеянности.
отписка - формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Суффиксальные паронимы.
Правило. Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия. Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.

Неуместное употребление слов без учета их лексического значения или без учета их лексической сочетаемости.
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:
Неправильно
Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю 
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют
Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу 
Одеть можно кого-то, например ребёнка
Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов 
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить
Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях 
Половина не может быть большей или меньшей
Более половины группы занимается в спортивных секциях
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка
Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим(смешение паронимов)
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов
ЕГЭ 5.                                            Практикум.

1. В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ?
1) Фёдоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка впереди.
2) За храбрость и доблесть он получил очередное ВОЕННОЕ звание.
3) До глубокой старости ветеран сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку.
4) ВОЕННАЯ промышленность страны очень развита.                  Правильный ответ: 2

2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.
2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.
3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.
4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.                                                           Правильный ответ: 2

3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
1) Это были сёстры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались.
2) ранняя весна, когда всё оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины.
3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям.
4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти от ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод.
                                                                                                                Правильный ответ: 4

4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.                                                                            Правильный ответ: 3

5. В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в горнице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?
                                                                                                               Правильный ответ: 2

6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
                                                                                                                Правильный ответ: 2

7. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.                                  Правильный ответ: 3

8. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.                                                    Правильный ответ: 2

9. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
2) ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.  Правильный ответ: 1

10. В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?
1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.
2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.
3) Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.
4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.          Правильный ответ: 4

11. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.                                                             Правильный ответ: 4

12. В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?
1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному АБОНЕМЕНТУ.
2) АБОНЕМЕНТЫ сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции.
3) Началась продажа АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.
4) Мы приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
                                                                                                           Правильный ответ: 2

13. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
2) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.
3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.                                         Правильный ответ: 2

14. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ нужно употребить КАМЕНИСТЫЙ?
1) И упало КАМЕННОЕ слово на мою ещё живую грудь.
2) Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к КАМЕННОМУ.
3) Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой КАМЕННОЙ тропке.
4) В жаркие июльские дни, когда КАМЕННЫЙ город изнывал от солнца, в парке царила тишина и прохлада.                                                                    Правильный ответ: 3

15. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.
2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны.
4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.  Прав.ответ: 3

16. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.                                                                    Правильный ответ: 4

17. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.                                         Правильный ответ: 4

18. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?
1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
                                                                                                              Правильный ответ: 4

19. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2) Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
                                                                                                            Правильный ответ: 1

20. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.                                                               Правильный ответ: 3
                                                                                                                                С. Дружинина

Вариант 2

1.     В каком предложении вместо слова БЕЗДЕЛЬНИЦА нужно употребить БЕЗДЕЛИЦА?
1)  Ветрена мельница да баба-БЕЗДЕЛЬНИЦА мелют без .   устали.      .
2)  У БЕЗДЕЛЬНИЦЫ все дни бесконечные.
3)  Твой подарок — сущая БЕЗДЕЛЬНИЦА.
4)  Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА.
2.     Укажите   пример  с   нарушением   норм  лексической  сочетаемости
1)  Мы хотели, чтобы он извинился.
2)  В этот период времени совы особенно активны.
3)  Лес   -   наше богатство.
4)  Снег падал, но долго на земле не задерживался.
3.     В каком предложении вместо слова БЕДНЫЙ нужно употребить БЕДСТВЕННЫЙ?
1)  БЕДНАЯ моя страна, что с тобой враги творят?
2)  Среди БЕДНЫХ слоев населения реформы не нашли под­держки.
3)  Мы были поражены БЕДНЫМ положением наших новых соседей.
4)  Во многих странах есть больницы для БЕДНЫХ, где оказы­вают бесплатную помощь.
4.     В каком предложении вместо слова БЛАГОДАРНЫЙ нужно употребить БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ?
1)  БЛАГОДАРНЫЕ зрители долго аплодировали любимому артисту.
2)  Командир      части      отправил      родителям      солдата БЛАГОДАРНОЕ письмо.
3)  Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.
4)  В низком порыве БЛАГОДАРНОЙ откровенности я тут же выложил директору все Витькины секреты.
5.    В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно упот-
ребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?
1)  Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.
2)  Их ДРУЖЕСКИЙ разговор затянулся до глубокой ночи.
3)  Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.
4)  ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное зна­чение для сохранения стабильности в мире.
6.    В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
1)  Нобелевская премия —- ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
2)  Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
3)  Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
4)  Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНА­НИЕМ несомненной моей победы.
7.    Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости.
1)  В подавляющем количестве случаев пациенты выздоравли­вают
2)  Для успешною выполнения этого задания необходимо обра­титься к словарю.
3)  Все пришли на выставку художника Крамского.
4)  В этом доме все напоминало о прошлом.
8.    В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употре-
бить СОСЕДСКИЙ?
1)  СОСЕДНИЕ деревни были знамениты небывало вкусными вишнями.
2)  СОСЕДНЯЯ девочка поступила в МГУ.
3)  В СОСЕДНЕМ доме загорелась квартира.
4)  На СОСЕДНИХ улицах асфальтировали дороги.
9.    В каком предложении вместо слова АРОМАТИЧЕСКИЙ нужно
употребить АРОМАТИЧНЫЙ?
1)  Все блюда с белыми грибами необыкновенно АРОМАТИ­ЧЕСКИЕ и вкусные.
2)  Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
3)  В настоящее время АРОМАТИЧЕСКИЕ вещества широко употребляются в кулинарии.
4)  АРОМАТИЧЕСКИЙ уксус совершенно изменил вкус реч­ной рыбы.

10.В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ?
1)  Моя подруга очень ЭКОНОМНАЯ, она знает, где и что мож­но купить дешевле.
2)  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, про­изводство должно быть ЭКОНОМНЫМ.
3)  ЭКОНОМНОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
4)  Я не люблю ЭКОНОМНЫХ — они почти всегда жадные!
11.  В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно
употребить слово ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?
1)  Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение — служить в армии.
2)  Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.
3)  ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сража­лась с красными на юге России.
4)  ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим — благородное дело.
12.  В каком предложении вместо слова АВТОМАТИЧЕСКИЙ мож-
но употребить слово АВТОМАТИЧНЫЙ?
1)  Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлоп­нулась.
2)  При постройке корабля используется АВТОМАТИЧЕСКАЯ сварка.
3)  Работа на конвейере требовала АВТОМАТИЧЕСКИХ дви­жений.
4)  Из  АВТОМАТИЧЕСКОГО  оружия  ведётся   прицельная стрельба по условному противнику.
13.  В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить
слово ФАКТОР?
1)  В своих расчетах всегда необходимо учитывать ФАКТ вре­мени.
2)  ФАКТЫ говорят сами за себя.
3)  ФАКТЫ — упрямая вещь.
4)  Нужно изложить все имеющиеся у нас ФАКТЫ.
14.  Укажите пример с нарушением норм лексической сочетаемости?
1)  Мы довольно долго пробыли в Крыму.
2)  Лекарства от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве
3)     Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
4)   Лицо кочегара напоминало маску.
15.   В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)   ОДЕВАТЬ годовалого малыша было легко.
2)   Врачи рекомендуют ОДЕВАТЬ ребенка для прогулки в соответствии с погодой.
3)   Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги ОДЕВАЛИ чехлы на мебель.
4)   «ОДЕНЬТЕ меня»,     капризничала Маша.
Ответы

№ зад.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Ответ
3
2
3
2
4
3
1
2
1
2
3
3
1
3
3
  




Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий