суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1 Задание 6. Морфологические нормы.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

ЕГЭ 6.           Морфологические нормы.  Теория. 
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
Трудные случаи образования форм имён существительных
1.      Именительный падеж множественного числа
- а, - я
- ы, -и
борт - борта
вексель - векселя
вензель – вензеля
ворох – вороха
директор – директора
инспектор – инспектора
катер – катера
китель – кителя
кузов – кузова
купол – купола
окорок – окорока
округ – округа
ордер – ордера
паспорт – паспорта
погреб – погреба
профессор – профессора
сторож –сторожа
тенор – тенора
фельдшер – фельдшера
флюгер – флюгера
хутор - хутора
штабель – штабеля
штемпель – штемпеля
шулер - шулера
бухгалтер –бухгАлтеры
возраст - вОзрасты
грифель – грИфели
грунт – грУнты
диспетчер – диспЕтчеры
 договор – договОры
драйвер – дрАйверы
инженер – инженЕры
конструктор – констрУкторы
лектор – лЕкторы
лифт – лИфты
плейер – плЕйеры
порт – пОрты
 приговор – приговОры
принтер – прИнтеры
прожектор – прожЕкторы
редактор – редАкторы
ректор – ректоры
свитер – свИтеры
сектор – секторы
склад – склАды
слесарь – слЕсари
торт – тОрты
тренер – тренеры
штаб – штабЫ
штурман - штурманы
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:
·         Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными  окончаниями множественного числа: войска и облака.
·         Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
          В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:
- а, - я
- ы, -и
адресА (новосёлов)
векА (средние)
годА (мои)
колЕна (трубы)
корпусА (заводские)
кренделЯ (выводить ногами)
мехА (соболиные)
мужьЯ ( и жёны)
образА (святых)
орденА ( и медали)
пропускА (временные)
Адресы (поздравительные)
вЕки (вечные)
гОды (войны)
колЕни (больные)
кОрпусы (часов)
крЕндели (вкусные)
мехИ (кузнечные)
мужИ (учёные)
Образы (литературные)
Ордены (монашеские)
прОпуски (занятий)
2. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев
нулевое
Названия национальностей:
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
армян, башкир, болгар, бурят, грузин
Названия отдельных лиц:
(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов
Названия воинских соединений: (эскадрон)
гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан
Растительный мир:
абрикосов, ананасов, апельсинов,
баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов
яблок
Единицы измерения:
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров
ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Парные предметы:
боков, бронхов, джинсов, гольфов,
клипсов, носков, рельсов
ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
Названия предметов и явлений:
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов
 погонь, мест, окон, стёкол
Сущ. ср.р. на -це:
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев
блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец
-ей
нулевое
Сущ. ж.р. и общ. р. :
Сущ. ж.р. и общ. р. :
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей
вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт
Сущ. ж.р. на -ия, ья:
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей
Сущ. ср.р. на -ье:
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий
Сущ. ср.р. на -ьё :
ружей, питЕй, НО копий
Сущ. ж.р. на –ня:
богинь, погонь, тихонь, яблонь;
басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;
барышень, боярышень, деревень, кухонь
Следует запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся 
преимущественно во множественном числе

-ов
-ей
нулевое
вЫборов, дебАтов,джИнсов,
зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,
чИпсов
бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей
зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд
прилагательных
сравнительная степень
превосходная степень

простая
составная
простая
составная
качественные
-ее (-ей): сильнее
-ше : раньше
-е : реже
более…:
более сильный
менее…:
менее сильный
-айш (ий):
строжайший
-ейш (ий):
сильнейший
простая сравнит. степень +
всего (всех): глубже всех
наиболее (наименее) …:
наиболее качественный
самый глубокий
относительные
Не образуется
притяжательные
Не образуется
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи образования форм числительных
1.      Склонение имён числительных

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
неод.
одуш.
один
ед.ч.
м. р.
один

одного

одному
один
одного
одним
об одном
ср. р.
одно
одно
ж.р.
одна
одной
одной
одну
одной
одной
мн.ч.

одни
одних
одним
одни
одних
одними
одних
два
м.р. ср.р
два

двух

двум
два

двух

двумя

двух
ж.р.
две
две
оба
м.р. ср.р
оба
обоих
обоим
оба
обоих
обоими
обоих
ж.р.
обе
обеих
обеим
обе
обеих
обеими
обеих
полтора (-ы)
м.р. ср.р
полтора

полутора

полутора
полтора

полутора

полутора
ж.р.
полторы
полторы
3, 4
три
трех
трем
три
трех
тремя
трех
5 – 20, 30
пять
пяти
пяти
пять
пятью
пяти
40, 90, 100
сорок
сорока
сорока
сорок
сорока
сорока
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
полтораста
полтораста
полутораста
полутораста
полтораста
полутораста
полутораста
50, 60, 70, 80
пятьдесят
пятидесяти
пятидесяти
пятьдесят
пятью-десятью
пятидесяти
200
двести
двухсот
двумстам
двести
двумястами
о двухстах
300, 400
триста
трехсот
тремстам
триста
тремястами
о трехстах
500, 600, 700, 800, 900

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах
Составные (состоят из нескольких слов)
Например:
375
Триста семьдесят пять
Трёхсот семидесяти
пяти
Трёмстам семидесяти
пяти
Триста семьдесят пять
тремястами
семьюдесятью пятью
о трёхстах семидесяти
пяти
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)
2 - 3
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
неод.
одуш.
двое
двоих
двоим
двое
двоих
двоими
двоих
4 - 10
пятеро
пятерых
пятерым
пятеро
пятерых
пятерыми
пятерых
2.      Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
·         с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
·         с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
·         с  существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
1.      Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив
Ед.ч.
Мн.ч.
глядеть
гляди
глядите
ехать
поезжай
поезжайте
лазать
лазай
лазайте
лезть
полезай, лезь
полезайте, лезьте
лечь
ляг
лягте
трогать
трогай
трогайте
2.      В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
3.      Глагол класть (всегда без приставки)
4.      Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
5.      У глаголов  победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить  нет формы 1л. ед.ч.


Практикум
 Вариант 1
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём     2) косвенных падежов  З) чудеснейшим образом   4) здоровые дёсны
2. Укажите ошибку в образовании формы слова:
  1) лягте на пол                     2) самый красивейший   3) пара носков      4) пятисот лет   
3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей   2)  нет мест  3) проиграв вступление  4) в двухстах метрах
4. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов  2)  наиболее решительнее  3)  в двухстах метрах  4)  на их территории
5.  Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц  2)  умелые повара  3) двое подружек  4) в полутора часах
6. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов                                2)  скучать по вам 
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года  4) строгие инспектора
7.  Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм  2)  выправь текст  3) двадцать три юноши  4) старые профессора
8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин                             2)  в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года   4) уважаемые директора
9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яблонь
2) свечей
3)  платьев
4) блюдцев
10. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2)  лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
11. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2)  часовые пояса
3)  с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
12. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2)  их тетради
3)  из полутора метров материи
4)  самый молодой
13. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2)  пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
14. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2)  вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
15. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2)  съездите
3) младше
4) более моложе

Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 
10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.                                       Щербакова Е. А.
Вариант 2
Вариант 2

ТЕСТ 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) полутораста книгам
2) опытные инженера
3) трех восьмых
4) наименее удобный


2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) всех милее
2) двести килограммов
3) подошел к ему
4) жарких пустынь
  .
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) курсантских погонов
2) несколько платьев
3) с восемьюстами семьюдесятью
4) лягте на пол

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более честный
2) обеим подругам
3) много претензий
4) двум третьих стакана

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много народу
2) семисот двадцати
3) группа англичан                                                      *
4) директоры заводов

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ящик мандарин
2) выступали профессора
3) их предложения
4) более красивый

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара сапог
2) ехайте быстрее
3) шесть гусаров
4) мало народу

8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шире Волги
2) наименее удобный
3) двадцать двое моряков
4) выложите на тарелку

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двумстам сорока трем
2) рядом с ними
3) самый умнейший
4) плантации чая

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пригласили грузин
2) к обоим старикам
3) редакторы газет
4) пятистами рублями

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) приближаются выборы
2) трехсот девяноста писем
3) не реже двух раз
4) в двухтысяч восьмом году

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) построили катера
2) пара цапель
3) более тише
4) два ведра баклажанов

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) не хотят ехать
2) несколько кочерёг
3) много басен
4) отбежи в сторону

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) после заморозков
2) менее сладкий
3) несколько армянов
4) клади аккуратнее

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семьюстами соснами
2) сладких яблок
3) более организованно
4) отряд партизанов

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) взвод солдатов
2) наиболее крепкие
3) четыре девочки
4) от синих сумерек

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) до полных потемок
2) двое татаров
3) менее доступный
4) младше их

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пряники на меду
2) в полуторастах километрах
3) трое лисят
4) пара туфель

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) восьмиметровый шест
2) нет ножниц
3) стояли вокруг их
4) слабее ребенка

20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много дынь
2) более худшие привычки
3) мимо них
4) сумею убедить

21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай прямо
2) кошка мурлычет
3) наиболее решительно
4) шла сзади его

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) заперите дверь
2) в девятистах сёлах
3) нет мест
4) несколько варежек

23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) грамотные бухгалтеры
2) девятистами рублями
3) гляди в оба
4) простейшая задача                                         .           .

24. Укажите пример с ошибкой в образовании или употреблении формы слова.
1) в обеих руках
2) полезайте наверх
3) двое собак
4) две пары брюк

25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их приказу
2) весёлые шоферы
3) глубочайшие моря
4) более пятиста ребят

26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ширина плечей
2) пять суток
3) лажу по деревьям
4) разожжёт огонь
27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяча девятьсот сорок пятом году
2) самый простой
3) наклонился к ним
4) наиболее храбрейший

28. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте ровно
2) полтораста дворов
3) недостает пятисот рублей
4) тончайший из них

29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двое очков
2) медленно
3) ложит на стол
4) мастера своего дела

30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) высыпи мусор
2) пригляделся к ней
3) свиные окорока
4) моих раздумьев

Ответы

№ зад.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
2
3
1
4
4
1
2
3
3
4
№ зад.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Ответ
4
3
4
3
4
1
2
2
3
2

№ зад.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
31

Ответ
4
1
2
3
4
1
4
1
3
4

Тест 2

Задания, проверяющие владение морфологическими нормами

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) у подмастерьев
2) свыше четыре тысячи метров
3) не дремли на уроке
4) новые паспорта

2.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи двадцать второму году
2) несколько помидоров
3) совсем озяб
4) самый важнейший

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм яблок
2) будущие выборы
3) до двух тысяч второго года
4) ошиблась

4.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более нужнее
2) несколько гектаров
3) с четырьмястами рублями
4) поезжай домой

5.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в две тысячи первом году
2) не машите так сильно
3) у грузинов
4) небольшие транзисторы

6.  Найдите ошибку в образовании формы слова.
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хужее всего
4) не кладите сюда тетради

7.  Найдите ошибку в образовании формы слова.
1)  в ПЯТИСТАХ шагах
2)  пять КИЛОГРАММОВ
3)  БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
4) ЛЯГТЕ на коврик

8. Найдите ошибку в образовании формы слова.
1) в обеих сумках
2) беги
3)  без комментариев
4) положь
                                              
ОТВЕТЫ: 
ответ
правильно
1
2
Свыше четырех тысяч метров
2
4
Важнейший или самый важный
3
3
До две тысячи второго года
4
1
Нужнее или более нужный
5
3
У грузин
6
3
Хуже всего
7
3
Красивее или более красиво
8
4
Положи
Дружинина С.
Г.Т. Егораева, С.И. Иванова под редакцией Л.И. Пучковой
Тематические задания уровня А,В,С (рабочая тетрадь), «Экзамен», 2009




                    


Прочитать другие публикации на Calaméo

задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий