суббота, 13 декабря 2014 г.

ЕГЭ часть 1. Задание 7.Грамматические ошибки и синтаксические нормы.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по каждому заданию отдельно.
  Книги можно использовать для уроков, контрольных, диагностических работ, а также для самостоятельной подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.

Теория  
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
А
Б
В
Г
Д
6
4
1
5
7
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.     
Как должен примерно выглядеть ответ:
1.      неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o   В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
§  Согласно (кому? чему?)
§  Благодаря  (кому? чему?)
§  Вопреки  (кому? чему?)
§  Подобно  (кому? чему?)
§  Наперекор  (кому? чему?)
o   Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
§  в меру (чего?)
§  в течение (чего?)
§  в продолжение (чего?)
§   в силу (чего?)
§  в заключение (чего?)
§   в виде (чего?)
§  по причине (чего?)
§  наподобие (чего?)
o   Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
Вид ошибки
Пример с ошибкой
Правка
Ошибки в употреблении падежных форм 
Неверное управление зависимыми словами
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количества вложенного в него труда.
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален количеству вложенного в него труда.
описывать о происшествии
Описывать происшествие
оплатить за билеты
Оплатить билеты
Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.
Участковый указал на то
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?)
Вопреки обстоятельств
Благодаря хорошей погоды
Вопреки обстоятельствам
Благодаря хорошей погоде
Предлог ПО  значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предложным падежом
По окончанию
По прибытию
По приезду
По истечению срока

По окончании
По приезде
По прибытии
По истечении срока 

2.      Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки
 Пример

1)
Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
2)
Отсутствие предлога. 
Нельзя не приклоняться его героизмом
3)
Наличие ненужного предлога. 
Автор описывает о событиях послевоенного времени. 
3.      нарушение связи между подлежащим и сказуемым

o   Ищем в заданиях с буквой  конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

o   Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ 
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым 
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову
ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому
 конфликту.
ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому
 конфликту.
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного
Кресло-качалка отремонтирована
Кресло-качалка отремонтировано.   
4.      нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

o   В задании с буквой должны быть кавычки
o   Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
o   Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
o   Объяснение:
§  Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.   Например,  роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
§  Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
                                                  Ошибки в употреблении  имён собственных
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени
нарицательного. Если же нарицательное сущ-ное отсутствует, то имя собственное изменяется.
В картине   «Спящем пастушке» Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.
В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал
всю прелесть русской  природы.

В картине «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал
всю прелесть русской  природы.

5.      ошибка в построении предложения с однородными членами

o   Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
o   в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
o   Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
6.      Ошибки в  употреблении однородных членов
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.
Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и  восхищается (кем? чем?) ею.
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и
обобщающее слово. )
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь,
Тургенев, Толстой.
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,
Тургенева, Толстого.
Пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных
 членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

7.      нарушение однородности понятий
o   в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»

8.      нарушение однородности синтаксических элементов
o   Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o   Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. 
Ошибки в употреблении двойных союзов при однородных членах
Части двойного союза должны соединять      непосредственно однородные члены.
Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.
Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять
 другими словами
не только … но и
если не…, то
 как…, так и
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

9.      Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении


 Вид ошибки
 Пример
1)
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
2)
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
3)
Определение находится в отрыве от определяемого слова. 
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
4)
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
5)
Ошибочное местоположение предлога. 
Через часа два спор закончился (часа через два) 
6)
Ошибочное местоположение составного союза. 
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
7)
Ошибочное местоположение частицы бы. 
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

10.  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
o   Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
o   Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
o   Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
o   Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили»  совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o   Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда  действие выражено словами «можно, нельзя»

11.  нарушение в построении предложения с причастным оборотом   
o   Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
o   Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o   Примеры причастий:  работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
o   Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o   Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным.  Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
Построение в построении предложений с причастными оборотами
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом
Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате. 
Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавших в чемпионате. 
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
Нельзя употреблять как однородные причастный оборот и определительное придаточное
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

12.  неправильное построение предложения с косвенной речью
o   Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o    Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
Замена прямой речи косвенной
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются
только местоимения третьего лица
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.

Построение сложноподчинённых предложений
В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д.
Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.
Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина.
Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Неверное присоединение придаточной части, создающее
неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет
Сквозник – Дмухановский.
В письме говорилось, что в город, которым управляет   Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
1.      неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2.      неправильное употребление падежной формы существительного
3.      нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4.      нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5.      ошибка в построении предложения с однородными членами
6.      нарушение однородности понятий
7.      нарушение однородности синтаксических элементов
8.      неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
9.      нарушение в построении предложения с причастным оборотом   
10.   неправильное построение предложения с косвенной речью
11.   нарушение порядка слов в простом предложении
12.   ошибки в употреблении предлогов.



                                                              Практикум

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

А
Б
В
Г
Д
5
2
6
1
3
ОТВЕТ


Тесты ЕГЭ 7  10 вариантов . Ответы


   Онлайн тесты  
          


Прочитать другие публикации на Calaméo
задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки. Выберите номер вопроса из списка, чтобы увидеть соответствующие задания из всех доступных на сервисе вариантов.
A1Постановка ударения
A2Правильное употребление слова
A3Образование форм слова
A4Построение предложения с деепричастием
A5Нормы согласования и управления в предложении
A6Синтаксические нормы
A7Смысловая и композиционная целостность текста
A8Средства связи предложений в тексте
A9Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
A10Bиды сложных предложений
A11Части речи
A12Лексическое значение слова
A13Правописание -Н- и -НН- в суффиксах
A14Правописание корней
A15Правописание приставок
A16Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий
A17Правописание суффиксов
A18Правописание НЕ и НИ
A19Слитное, дефисное и раздельное написание слов
A20Пунктуация в предложении с однородными членами
A21Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
A22Знаки препинания в предложениях со словами, не связанными с членами предложения
A23Знаки препинания в простом осложненном предложении
A24Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
A25Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
A26Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
A27Информационная обработка текста
A28Смысловая и композиционная целостность текста
A29Функционально-смысловые типы речи
A30Лексическое значение слова
B1Основные способы словообразования
B2Части речи
B3Типы подчинительной связи в словосочетании
B4Bиды предложений по наличию главных членов
B5Простое осложненное предложение
B6Сложное предложение
B7Средства связи предложений в тексте
B8Языковые средства речевой выразительности
C1Сочинение по прочитанному тексту (советы от учителя и подробный анализ нескольких сочинений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий